Header 2023

Smaller Default Larger

Что такое послеродовая депрессия и как её предупредить?

Kartlamaeva E VО факторах риска развития послеродовой депрессии, ее продолжительности и последствиях рассказала медицинский психолог заведующая психологическим отделом Городской клинической больницы №1 (Перинатальный центр) Екатерина Владимировна Картламаева.

Для женщины до родов понятие «послеродовые депрессии» — вещь удивительная и непонятная. Казалось бы, вот оно счастье, скоро долгожданная встреча, любимый малыш….

Переход к выполнению родительских функций оказывает серьезное влияние на женщину и мужчину, их взаимоотношения как семейной пары, на их трудовую деятельность и социальную активность, а в ряде случаев может явиться для них и стрессовой ситуацией. В результате могут возникнуть новые внутрисемейные конфликты и обостриться старые. Наиболее высока вероятность такого развития событий у женщин или супружеских пар, имеющих повышенный риск возникновения трудностей с реализацией родительских функций, в частности у матерей‑подростков, а также тех женщин, которые в конфликте с собственной матерью и в детстве были жертвами насилия. Послеродовая адаптация тесным образом связана с характером взаимоотношений женщины и ее партнера. Поддержка со стороны отца ребенка может помочь женщине снизить проявления родительского стресса.

Одной из форм эмоциональных нарушений, выявляемой у матери после родов, является, так называемый материнский блюз. Материнский блюз является нередким, доброкачественным и транзиторным состоянием, наблюдаемым в течение первых 10 дней после рождения ребенка. Выявляемая частота данного варианта эмоционального нарушения у рожениц составляет от 28 до 80%. В типичных случаях материнский блюз начинается на 3-4 день после родов, достигая пика проявлений к 4-5 дню. Наиболее частым симптомом расстройства является немотивированный плач, при чем в первые несколько часов после рождения ребенка плач женщины может сочетаться с радостными чувствами. Женщины часто указывают на подавленное настроение, однако не считают, что у них имеются проявления депрессии. Ярким проявлением данного расстройства является выраженная эмоциональная лабильность. В некоторых случаях у женщин наблюдаются внезапные подъёмы настроения, которые могут быть умеренно выраженными, но иногда являются предвесниками серьезных расстройств. Материнский блюз также может сопровождаться раздражительностью, отсутствием теплоты в отношении матери к ребенку, враждебностью по отношению к супругу, нарушениями сна, головными болями, беспокойством. Могут быть жалобы на ощущения нереальности, деперсонализации, опустошённость.

Материнский блюз выявляется у женщин – представителей различных социальных классов и различных культур. Риск развития данного состояния напрямую не связан с полнотой семьи, хотя чаще выявляется на фоне неблагоприятных внутрисемейных отношений. Имеются сведения о том, что данное состояние чаще возникает у женщин, имевших ранее проявления депрессии, а также в случаях проявлений депрессии у других членов семьи, нарушений социальной адаптации матери и на фоне большого числа стрессовых событий.

При наличии материнского блюза женщины нуждаются в психологической поддержке. Им следует разъяснить, что симптомы, наблюдаемые у них, встречаются у женщин достаточно часто, что они скоро могут пройти. Положительный эффект отмечается на фоне вовлечения женщины в уход за новорожденным. У большей части женщин симптоматика материнского блюза полностью проходит в течение 2 недель, редко симптомы сохраняются до месяца, что требует специального обследования для исключения серьезных психических нарушений.

Более серьезным расстройством является послеродовая депрессия, которая относится к числу аффективных расстройств продолжительностью более 2 недель. Факторами риска послеродовой депрессии являются, прежде всего, социально‑экономические характеристики семьи. Признаки послеродовой депрессии обычно начинают проявляться на 1–6 месяцах после родов. У некоторых женщин депрессия формируется как исход затяжного, утяжелившегося материнского блюза. В других случаях депрессия возникает на фоне относительного благополучия, после которого наблюдается постепенное формирование симптомов, характеризующихся слезливостью, слабодушием, эмоциональной лабильностью, чувством вины, снижением аппетита, нарушениями сна. Кроме того, у женщины появляется ощущение того, что она не может справиться с ребенком, у нее нарушается концентрация внимания, снижается память, возникает повышенная утомляемость и раздражительность. Некоторые женщины проявляют повышенное беспокойство о здоровье ребенка, его вскармливании, считают, что они «плохие», неадекватные, нелюбящие матери.

Фактором риска послеродовой депрессии является и наличие семейных проблем во время беременности. Наличие внешних стрессовых факторов повышает риск послеродовой депрессии, однако наиболее сильным стрессором являются трудности, испытываемые матерью в связи с уходом за ребенком, а также наличие у ребенка патологии периода новорожденности. Имеются сведения о том, что риск развития послеродовой депрессии может быть связан с повышенной чувствительностью женщины к существенным колебаниям уровня гормонов, наблюдаемым в норме в послеродовом периоде.

Продолжительность послеродовой депрессии при отсутствии лечения обычно составляет несколько месяцев. У женщин могут возникать серьезные трудности в формировании привязанности к младенцу, они могут проявлять к нему индифферентность, а в ряде случаев даже неприязнь и отвержение. У женщин, испытавших послеродовую депрессию, в дальнейшем чаще наблюдаются эпизоды депрессии.

Послеродовая депрессия у матери может иметь негативные последствия и для ребенка. К числу таких ближайших негативных последствий, проявляющихся уже на первом году жизни ребенка, можно отнести более частые нарушения поведения, укладывающиеся в проявления так называемого «трудного» темперамента, а также менее чувственные взаимодействия ребенка с матерью, которые в дальнейшем приводят к формированию небезопасных форм привязанности младенца к матери. Дети чаще характеризуются нарушениями сна на первом году жизни, имеются данные о более высоком риске синдрома внезапной смерти младенца в тех случаях, когда у матери имелись проявления послеродовой депрессии. К числу более отдаленных негативных последствий послеродовой депрессии у матери для ребенка можно отнести более частые эмоциональные нарушения у детей в возрасте 5 лет, выявляемые преимущественно у мальчиков, более низкие показатели коэффициента интеллекта, более частые случаи нарушения внимания и даже более частые потребности в специальном обучении у детей в 11 лет, что также в большей мере касалось мальчиков.

Таким образом, следует отметить, что нарушения эмоционального состояния матери могут существенно повлиять на формирование материнско‑младенческой привязанности, негативно отразиться на последующих показателях соматического и психического развития ребенка.

Психологический отдел нашего перинатального центра проводит глубокую работу по профилактике послеродовой депрессии. Каждая беременная направляется на консультацию к психологу. На протяжении многих лет работает школа будущих родителей «Путь к ребенку» и ряд других программ, которые способствуют формированию родительских паттернов поведения. В рамках программы проводится диагностика, где выявляются особенности эмоционального состояния будущих родителей и определяется вероятность возникновения послеродовой депрессии у матери. Школу с удовольствием посещают родители уже имеющие детей, ожидающие второго или третьего ребенка, так как каждая новая беременность – это новый опыт, и уже имеющиеся проблемы в детско-родительских отношениях в семье  могут явиться пусковым механизмом для возникновения нарушений эмоционального состояния, в том числе и послеродовой депрессии.

Важно рассмотреть кризисные моменты заранее, до родов. Зная все предстоящие подводные камни гораздо проще сохранить здоровье и отношения в новых реалиях. В ситуациях возникновения трудностей роженице, либо её близкому окружению следует незамедлительно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

При содействии Ульяновского областного центра медицинской профилактики.