OCMP Zozh

Smaller Default Larger

Ваш ребенок идет в первый класс: советы психолога

Kartlamaeva EVНачала учебного года больше всего ждут и волнуются родители первоклассников. В детском саду у ребенка привычный режим, устоявшиеся отношения с воспитателями и ребятами, большую часть времени он проводит в играх с другими детьми и таких развивающих занятиях, как лепка, рисование, подвижные игры, пение, танцы и др. В школе режим дня меняется, повышаются требования к ребенку, теперь ему необходимо нести ответственность за своевременное выполнение заданий. Волнения родителей перед новой ступенью его жизни вполне понятны. Еще больше волнуются родители детей, не посещающих детский сад – для ребенка, не привыкшего к соблюдению строгого режима и занятиям в группе, школьный распорядок еще более непривычен. С какими трудностями сталкиваются новоиспеченные школьники и как родителям помочь пережить их наименее болезненно, нам рассказала медицинский психолог, заведующая психологическим отделением Городской клинической больницы № 1 (Перинатального центра) Екатерина Картламаева.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники?

Первая сложность, с которой сталкивается любой первоклассник – это статическая нагрузка. Сидеть за партой в течение длительного времени для ребенка непривычно и сложно. Поэтому в свободное от школы время первоклассник должен как можно больше двигаться. Подвижные игры на свежем воздухе, прогулки в парках и на детских площадках, занятия танцами и спортом помогут вашему ребенку направить накопившийся избыток энергии в нужное русло. Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок – необходимость привыкать к новой обстановке, новым педагогам и детям. Облегчить этот процесс может подготовка к школе – проходить курс подготовки лучше в той школе, в которую пойдет учиться ваш ребенок. Разрешайте ему брать с собой любимую игрушку из дома. Объясните, что играть с ней можно только во время перерывов. Игрушка поможет ребенку снизить стресс и чувствовать себя защищенным.

Что делать, если ребенок постоянно жалуется на плохое самочувствие?

Будьте внимательны к жалобам детей, не игнорируйте их. Если ребенок жалуется на слабость, усталость, головные боли, это может быть следствием тяжелой адаптации. Снять стресс поможет дневной сон, прогулка в парке или во дворе, общение с друзьями, чтение книг и другие совместные занятия. Следите, чтобы у ребенка был постоянный режим дня: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и то же время, полноценный ночной сон. Отведите время для совместных игр и прогулок.

Как понять, нормально ли проходит адаптация, если ребенок не рассказывает о своей школьной жизни?

Протест против нового ритма жизни может иметь разные формы – один ребенок проявляет активный протест, другой – пассивный. Есть дети, которые отличаются повышенной тревожностью и неуверенностью в собственных силах – это тоже своеобразная форма протеста. Наиболее очевидно проявляется активный протест. Ребенок нарушает дисциплину на уроках и переменах, игнорирует замечания учителей, не вливается в детский коллектив. Такие дети часто отказываются идти в школу, перечат родителям. Пассивный протест менее заметен родителям, его можно выявить только в разговоре с учителем. Если ребенок часто подавлен, заторможен, не проявляет интереса к урокам, формально относится к выполнению заданий, не общается с одноклассниками – все это признаки пассивного протеста. Тревожность и неуверенность проявляются в пассивности первоклассника, скованности и плаксивости. Ребенок не вступает в контакт с другими детьми, болезненно реагирует на обращения учителя – теряется, краснеет, голос начинает дрожать. Могут проявиться неврологические нарушения: тики, заикание.

Как быть родителям, если первоклассник проявляет протест?

Все формы протеста имеют одну общую причину – неумение правильно выражать свои эмоции. Испытывать отрицательные эмоции в период школьной адаптации для ребенка – норма. Родители должны учить первоклассника выражать свои чувства словами и обсуждать возникающие проблемы. Если школьник может объяснить, что именно его угнетает, родители подскажут пути решения проблем. Неуверенность в своих силах, сформировавшаяся в самом начале обучения, может стать причиной серьезных проблем в будущем: ребенок привыкает к мысли, что он «не дотягивает» до уровня одноклассников и прикладывает меньше усилий. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми – это нормальный процесс формирования самооценки. Важно, чтобы самооценка ребенка была адекватной. Родителям нужно найти плюсы в своем ребенке и указать на них. Не нужно преувеличивать проблемы, с которыми сталкивается первоклассник. Напротив, формируйте в ребенке уверенность, что все они преодолимы. Восприятие своей собственной личности у ребенка должно быть позитивным.

Сколько длится период адаптации?

В лучшем случае адаптация ребенка к школе завершается к концу второго месяца учебного года. Дети вливаются в коллектив и налаживают совместную работу с учителями, выполняют требования учителя и чувствуют ответственность. Сложности в отношениях с детьми или учителями могут появляться, но ребенок умеет преодолевать их. Некоторые дети адаптируются дольше, период привыкания затягивается до шести месяцев. В начале учебного года эти дети излишне возбудимы, они не могут сосредоточиться на занятиях, играют на уроках или разговаривают с соседом по парте. Замечания учителя воспринимаются болезненно, могут вызвать обиду и даже слезы. Трудности в усвоении материала вызваны неумением сконцентрироваться на теме урока. Если же негативные формы поведения сохраняются и во втором полугодии, неуспеваемость приобретает хронический характер, решить проблемы самостоятельно у родителей не получается – в этом случае есть смысл обратиться к психологу. В противном случае формируется замкнутый круг: ребенок не уверен в своих силах, неорганизован, поэтому он не справляется с заданиями и получает неудовлетворительные отметки. Родители и учителя критикуют его, от чего самооценка продолжает снижаться, нарастает напряженность и проблемы нарастают как снежный ком.

Что делать, если ребенок ленится учиться?

Лень всегда имеет свои причины, выявив которые можно подкорректировать поведение ребенка. Причина может заключаться в недостаточной мотивации. Эту проблему можно решить, предложив ребенку дополнительный мотив: «Если ты будешь хорошо учиться, летом мы поедем на море». Если ребенок заранее настроен на неудачу, он избегает деятельности, боясь, что на него выльется очередная порция критики: какой смысл стараться, ведь результат все равно не будет одобрен? Эту проблему можно решить, помогая ребенку и делая акцент на его достижениях и успехах. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Сегодня у него получилось лучше, чем вчера? Обязательно отметьте это. Часто проблемы возникают из-за темперамента ребенка. Если первоклассник работает медленно, это не значит, что у него нет желания учиться. Возможно, он из тех людей, которые склонны к неторопливому скурпулезному труду. Подгоняя его, вы не даете сосредоточиться на выполняемой работе.

Общее правило, которое поможет родителям безболезненно пережить адаптацию ребенка к школе – постарайтесь акцентировать внимание на достижениях и успехах первоклассника. Тем самым вы поощряете любознательность и стремление добиться успеха. Не концентрируйтесь на том, что не получается. Все сложности преодолимы.