Header 2023

Smaller Default Larger

Всемирный день без табака 2020

Den bez tabaka 31 мая 2020 г. ежегодно отмечается Всемирный день без табака.

В этом году главной темой Всемирного дня станет защита подрастающих поколений с особым акцентом на «защиту молодых граждан от манипуляций со стороны табачной индустрии и профилактику употребления ими табака и никотина». Поскольку табачная индустрия все в большей степени нацеливает свою рекламу на молодых людей как на новую потребительскую группу, отличающуюся особой уязвимостью перед вызывающей привыкание табачной продукцией, эта проблема приобретает все более острый и сложный характер для лиц, формирующих антитабачную политику в любой стране.

По данным ВОЗ, во всем мире табак курят 17% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. В Европейском регионе табак употребляют 11,5% девочек и 13,8% мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет. Несмотря на то, что на протяжении последних лет данный показатель снижается благодаря чрезвычайным стараниям активистов и организаций, ведущих борьбу против табака, нам необходимо приложить дополнительные усилия к тому, чтобы защитить эти уязвимые возрастные группы.

Как индустрия делает молодежь своей целевой аудиторией

Стремясь манипулировать молодыми людьми, табачная индустрия прибегает к методам "приукрашивания" своей продукции, стараясь сделать ее более привлекательной для определенных групп населения, в частности при помощи красивой фирменной упаковки или символики. Эти методы стали наиболее очевидными в контексте возникшего в последнее время небывалого интереса к электронным сигаретам и нагреваемым табачным изделиям. Одни из самых новаторских приемов, создаваемых индустрией, находят применение в ее маркетинговых стратегиях. Различные секторы экономики все в большей степени переносят свои рекламные кампании в интернет, и табачная индустрия не является исключением: табачные компании все чаще привлекают влиятельных пользователей социальных сетей к рекламе своей опасной для здоровья продукции. При этом зачастую они действуют в обход традиционных правил и норм, регулирующих рекламу и стимулирование сбыта табачных изделий, так как информация, скрыто продвигающая эту продукцию, не обозначается как рекламное объявление, а негласно встраивается в другие материалы, размещаемые в социальных сетях. Эта проблема вызывает особую тревогу применительно к молодым женщинам и девочкам, которые являются главной мишенью рекламы, проводимой через известных пользователей социальных сетей.

Глобальная кампания по случаю Всемирного дня без табака 2020 г. призвана дать молодым людям знания о намерениях и тактике табачной и никотиновой индустрии по вовлечению нынешнего и будущих поколений в употребление ее продукции. Рассказать о манипулятивных приемах, которые применяют производители табачной и никотиновой продукции.

Именно поэтому мы стараемся акцентировать внимание молодых людей на маркетинговые приемы производителей табачных и никотиновых изделий, на то, как с их помощью табачная индустрия манипулирует молодежью:

1. Использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок;

2. Стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой (например, форму флеш-карты или конфеты);

3. Продвижение «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений

4. Размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним

Одним из приемов маркетинговой манипуляции послужило появление и широкое распространение в молодежной, подростковой среде новых форм доставки никотина, которые на первый взгляд кажутся менее опасными ведь потребитель не вдыхает дым вместе с продуктами горения табака. Кроме того, все новое привлекает потребителей, в первую очередь молодежь. На прилавках табачных магазинов появились вейпы, которые преобразуют никотин в пар, вредный и опасный для организма человека. Из республик Средней Азии пришел в Россию насвай, а из Швеции – снюс, которые закладываются непосредственно в ротовую полость. Однако вред употребления табака, который содержит никотин, многие недооценивают.

В соответствии с федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в России запрещена «оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом)». Но в последнее время появился синтетический (не табачный) СНЮС, который не подпадал под действие вышеуказанного закона.

В целях сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних жителей региона, которые, как показывает практика, особо подвержены воздействию снюсов, – в Ульяновской области принят региональный закон о запрете продажи несовершеннолетним никотиносодержащей бестабачной продукции. Внесены изменения в региональный КоАП. Установлены штрафы для тех, кто продает аналоги снюса подросткам: до 150 тысяч рублей. Запрет на продажу аналогов снюса действует с 31 января 2020 года.