Header 2023

Smaller Default Larger

Сложности школьной адаптации учащихся начального и среднего звена

фото 2 частьВ лучшем случае адаптация ребенка к школе завершается к концу второго месяца учебного года. Дети вливаются в коллектив и налаживают совместную работу с учителями, выполняют требования учителя и чувствуют свою ответственность. Сложности в отношениях с детьми или учителями могут появляться, но ребенок умеет преодолевать их. Некоторые дети адаптируются дольше, период привыкания затягивается до шести месяцев. В начале учебного года эти дети излишне возбудимы, они не могут сосредоточиться на занятиях, играют на уроках или разговаривают с соседом по парте. Замечания учителя воспринимаются болезненно, могут вызвать обиду и даже слезы. Трудности в усвоении материала вызваны неумением сконцентрироваться на теме урока. Если же негативные формы поведения сохраняются и во втором полугодии, неуспеваемость приобретает хронический характер, решить проблемы самостоятельно у родителей не получается – в этом случае есть смысл обратиться к психологу. В противном случае формируется замкнутый круг: ребенок не уверен в своих силах, неорганизован, поэтому он не справляется с заданиями и получает неудовлетворительные отметки. Родители и учителя критикуют его, от чего самооценка продолжает снижаться, повышается напряженность и проблемы нарастают как снежный ком. О том, как решить проблемы адаптации к начальному и среднему звену школы, мы спросили Надежду Бардину, главного внештатного специалиста по медицинской психологии областного Минздрава, заведующую клинико-психологической лабораторией ГКУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница».

Что делать, если ребенок ленится учиться?

Лень всегда имеет свои причины, выявив которые можно подкорректировать поведение ребенка. Причина может заключаться в недостаточной мотивации. Эту проблему можно решить, предложив ребенку дополнительный мотив: «Если ты будешь хорошо учиться, летом мы поедем на море». Если ребенок заранее настроен на неудачу, он избегает деятельности, боясь, что на него выльется очередная порция критики: какой смысл стараться, если результат все равно не будет одобрен? Эту проблему можно решить, помогая ребенку и делая акцент на его достижениях и успехах. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Сегодня у него получилось лучше, чем вчера? Обязательно отметьте это. Часто проблемы возникают из-за темперамента ребенка. Если первоклассник работает медленно, это не значит, что у него нет желания учиться. Возможно, он из тех людей, которые склонны к неторопливому скурпулезному труду. Подгоняя его, вы не даете сосредоточиться на выполняемой работе.

Общее правило, которое поможет родителям безболезненно пережить адаптацию ребенка к школе – постарайтесь акцентировать внимание на достижениях и успехах первоклассника. Тем самым вы поощряете любознательность и стремление добиться успеха. Не концентрируйтесь на том, что не получается. Все сложности преодолимы.

Еще один переломный момент – переход ребенка из начального звена в среднее. Как помочь ребенку, который перешел в пятый класс?

На первый взгляд, кажется, что переход в пятый класс не меняет установившегося режима и стиля работы, ребенок находится в том же детском коллективе, что и в начальной школе. На самом деле, от ребенка требуется гораздо более высокий уровень самоорганизации. Учитель начальных классов постоянно контролировал его, общался с родителями. В среднем звене классный руководитель проводит меньше времени с классом, приходится контролировать себя самостоятельно. Появляется много новых учителей, с которыми нужно находить контакт, новые школьные предметы. Все это – источники стресса для ребенка. В этот период уделите больше времени общению с ребенком. Расспрашивайте его об отношениях с учителями и одноклассниками. Ответьте себе на вопросы: правильно ли питается ваш ребенок, достаточно ли времени он проводит на свежем воздухе? Поощряйте самостоятельность: позвольте ребенку самостоятельно собирать портфель, созваниваться с одноклассниками для решения школьных вопросов.

Если ребенок не отличался хорошей успеваемостью в начальной школе, может ли он наверстать упущенное?

В пятом классе ребенок знакомится с новыми учителями. Многое зависит от того, смогут ли они привить интерес к своему предмету. Если ребенку интересно заниматься, он делает успехи, его самооценка повышается. Правильный настрой поможет ему «держать планку» в последующие годы обучения. Подстегивайте интерес к школьным предметам – играйте с ребенком в интеллектульные игры, разгадывайте кроссворды.